Вторник, 25 июля 2017

Работы по техническому обслуживанию и поверке индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) не отнесены к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД) и/или коммунальным услугам. В связи с этим, порядок их проведения определяется гражданским законодательством.

Любые работы, услуги в соответствии с Гражданским кодексом РФ выполняются на основании договора. В случае проведения работ по техническому обслуживанию и поверке ИЛУ договор должен быть заключен в простой письменной форме.

В соответствии со статьями 1, 42] и 422 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора при соблюдении требований законодательства. Это означает, что собственники ИЛУ для проведения работ по техническому обслуживанию и поверке ИПУ вправе выбрать любую организацию (в том числе, выполняющую функции управления МКД), обладающую необходимыми разрешительными документами.

При этом, с какой специализированной подрядной организацией заключить договор, житель определяет самостоятельно.

Понуждение собственников одного МКД к заключению подобных договоров с одной организацией (в том числе, выполняющей функции управления МКД) не допускается и будет являться нарушением законодательства о защите конкуренции.

Таким образом, работы по техническому обслуживанию и поверке ИЛУ могут осуществляться:

Вариант 1. На основании договора между жителем (собственником или пользователем ИПУ) и организацией, выполняющей функции управления МКД, которая;

>либо самостоятельно выполняет работы по техническому обслуживанию и поверке ИПУ (при наличии разрешительных документов);

>либо привлекает для выполнения таких работ специализированную подрядную организацию.

Вариант 2. На основании договора между жителем (собственником или пользователем ИПУ) и специализированной подрядной организацией. При этом, с какой специализированной подрядной организацией заключить договор, житель определяет самостоятельно.

Следует учесть, что цены на услуги по обслуживанию, ремонту и поверке ИПУ не подлежат государственному регулированию и устанавливаются по соглашению (договору) между собственником (нанимателем), в жилом помещении которого установлен ИПУ, и специализированной организацией, оказывающей соответствующие услуги, или между организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, и организацией, оказывающей услугу (в случае, если собственники жилого помещения наделили управляющую организацию такими полномочиями в рамках заключенного договора управления многоквартирным домом).

При этом, периодичность проведения работ по техническому обслуживанию ИПУ устанавливается в паспорте ИПУ либо согласовывается в договоре на техническое обслуживание, а периодические поверки выполняются по истечении межповерочного интервала. Межповерочный интервал определяется предприятием - изготовителем и в обязательном порядке указывается в паспорте ИПУ.

В договоре на техническое обслуживание и поверку ИПУ сторонами согласовываются и иные условия, в том числе, порядок и способы оплаты.

Необходимо отметить, что порядок поверки средств измерений (ИПУ) установлен статьей 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в соответствии с которой средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники (пользователи) приборов учета обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

Таким образом, оплату стоимости ремонта или замены прибора учета должен осуществлять собственник (пользователь) неисправного прибора учета.

При этом, действия по установке, замене, эксплуатации (ремонту и поверке) приборов учета вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Необходимо учесть, что, в случае неисправности ИПУ или истечения срока его поверки, установленного заводом-производителем, использование ИПУ для расчета размера платы за коммунальные услуги приостанавливается (п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам)).

Следует также отметить, что в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок, который указывается в паспорте ИПУ.

По общим правилам, установленным Законом о защите прав потребителей, в случае выявления недостатков товара в период гарантийного срока, изготовитель обязан обеспечить ремонт товара за свой счет и своими силами.

При этом, после устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

Установление срока службы на товар, предназначенный для длительного использования, согласно статье 5 Закона о защите прав потребителей, отнесено к компетенции изготовителя.