Воскресенье, 16 декабря 2018

«Прочие» услуги условно можно разделить на две группы:

1. Связанные с управлением многоквартирным домом (далее – МКД) и содержанием общего имущества собственников помещений такого дома (например, содержание запирающего устройства, «благоустройство» и т.п.).

2. Не связанные с перечисленными выше отношениями (например, радио, антенна).

1. Отношения по предоставлению первой группы услуг регулируется жилищным законодательством (ст. 4 ЖК РФ).

Решение о предоставлении дополнительных «прочих» услуг, связанных с управлением МКД и содержанием общего имущества собственников помещений такого дома, может быть принято на общем собрании собственников помещений МКД в пределах компетенции такого собрания (ст. 44 ЖК РФ)

При этом, иные дополнительные услуги, которые оказывает управляющая организация, связанные с управлением МКД и содержанием общего имущества собственников помещений такого дома, но не подпадающие под действие ст. 44 ЖК РФ, должны быть непосредственно включены в договор управления МКД.

Учитывая изложенное, плата за «прочие» услуги, связанные с управлением МКД и содержанием общего имущества собственников помещений такого дома, включается в ЕПД в соответствии с договором об организации расчетов на основании решения общего собрания собственников такого дома или на основании договора управления.

Решение общего собрания жилищного объединения о взимании платы за дополнительные услуги, связанные с управлением МКД и содержанием общего имущества собственников помещений такого дома, принятое в установленном порядке, обязательно для всех членов такого жилищного объединения (ст. 117, 145 ЖК РФ).

Учитывая изложенное, в МКД, в которых созданы жилищные объединения, членам такого жилищного объединения плата за «прочие» услуги, связанные с управлением МКД и содержанием общего имущества собственников помещений такого дома, включается в ЕПД в соответствии с договором об организации расчетов на основании решения общего собрания такого жилищного объединения.

Остальным собственникам помещений, не являющимся членами жилищного объединения, – в соответствии с договором об организации расчетов на основании договора, заключенного между собственником помещения, не являющимся членом жилищного объединения, и жилищным объединением.

Указанная позиция основана, в том числе, на постановлении Конституционного суда РФ от 3 апреля 1998 года № 10-П.

В случае отказа собственника помещения в МКД от несения расходов за данные услуги, вопрос о включении платы в ЕПД между управляющей организацией и жителем может быть решен в судебном порядке.

2. Сфера регулирования жилищного законодательства определена статьей 4 Жилищного кодекса РФ. Перечень отношений, подлежащих регулированию, является исчерпывающим. Предоставление услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, коммунальных услуг, а также порядок внесения платы за них, действительно, подлежат регулированию жилищным законодательством.

При этом, проводное радиовещание (равно как и кабельное и (или) эфирное телевизионное вещание) к числу таких услуг не отнесено.

В связи с этим, порядок предоставления второй группы услуг подлежит регулированию гражданским законодательством, а также нормами специального законодательства в соответствующей области.

Так, в частности, услуги проводного радиовещания регулируются Федеральным законом «О связи» от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ, а также Правилами оказания услуг связи проводного радиовещания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 июня 2005 года № 353 (далее – Правила).

Согласно пунктам 13 и 14 Правил, услуги связи проводного радиовещания оказываются на основании возмездных договоров, заключаемых путем осуществления конклюдентных действий. При этом договор считается заключенным с даты внесения абонентом платы за предоставление оператором связи доступа к сети проводного вещания.

Письменный договор заключается только по желанию заявителя. При этом, для заключения договора в письменной форме оператору связи подается заявление (пункты 14, 18 Правил).

Кроме того, оператор связи вправе поручить третьему лицу осуществлять от имени оператора связи расчеты с абонентом (пункт 23 Правил).

Порядок предоставления и оплаты услуг кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания (так называемая «антенна») регулируется Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 года № 785.

Согласно указанным Правилам (пункт 16), для заключения договора заявитель подает оператору связи заявление. При этом, в договоре с абонентом предусматривается предоставление абоненту доступа к сети связи телерадиовещания оператора связи, предоставление в постоянное пользование абонентской линии и доставка сигнала телерадиопрограммы до пользовательского (оконечного) оборудования абонента.

В свою очередь, регулирование использования ЕПД как одного из способов оплаты услуг населением города Москвы определяется постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 года № 476-ПП «О создании единых информационно-расчетных центров», постановлением Правительства Москвы от 1 марта 2005 года № 111-ПП «О порядке создания единых информационно-расчетных центров административных округов города Москвы в форме государственных учреждений», постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с ЖК РФ».

В соответствии с указанными постановлениями, организации системы ГУ ИС осуществляют формирование и организацию доставки жителям ЕПД, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных и прочих услуг и ресурсов; начисление платежей и выполнение функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги.

При этом, федеральное законодательство не содержит нормы, в соответствии с которыми в платежный документ за коммунальные услуги не может включаться плата за услуги, хотя и не являющиеся коммунальными, но фактически полученные пользователем.

Указанная позиция также подтверждается постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2011 года № 09АП-34051/2010, а также определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2008 года № 5-Г08-100.

В связи с изложенным, включение ГУ ИС в ЕПД платы за прочие услуги, не связанные с управлением МКД и содержанием общего имущества собственников помещений такого дома, является обоснованным.

Оплата таких услуг, включаемых в ЕПД, основывается на описанном выше принципе:

1. Между соответствующей организацией, оказывающей жителю услугу, и жителем заключается договор (в том числе, путем совершения конклюдентных действий), в котором может быть предусмотрено условие об оплате услуги с использованием ЕПД.

2. Между организацией, оказывающей жителю услугу, и ГУ ИС заключается договор об организации расчетов, в соответствии с которым организация, оказывающая жителю услугу, передает в ГУ ИС информацию, необходимую для начисления платы.

3. На основании указанного договора об организации расчетов и полученной информации, ГУ ИС включает плату за соответствующую услугу в ЕПД.